Случается, что строительство нужно начинать в зимнее (холодное) время года. Почему так случается? Во-первых, в зимнее время часто компании по производству строительных материалов предлагают хорошие скидки (потому как в зимний период строительство объектов уменьшается), а во-вторых, бывает так, что на местности, на которой должно произойти строительство, высоких температур в принципе не бывает.
Но так или иначе, если вы приступили к бетонированию в сезон с холодным климатом, необходимо создать условия, при котором затвердевание бетона будет равномерным. Необходимая температура должна быть около 20 градусов Цельсия.
Существует несколько методов прогрева бетона в холодное время:
- Прогрев бетона электродами.
- Электропрогрев бетона проводом ПНСВ
- Электропрогрев опалубки
- Прогрев бетона инфракрасным излучением
Прогрев бетона электродами
Прогрев бетона электродами — самый простой и не затратный метод прогрева бетона в зимнее время, в связи с чем является самым распространенным. Принцип действия данного метода заключается в том, что ток, проходящий через бетон, который содержит влагу, выделяет определенное количество теплоты, чем согревает строительный материал.
Прогрев бетона электродами может осуществляется с помощью:
- пластинчатых электродов, которые располагаются на противоположных сторонах опалубки, пластины подключаются к разным фазам
- металлической арматуры диаметром 8-12 мм, стержни арматуры вставляются в бетон на небольшом расстоянии друг от друга и подключаются к разным фазам.
- струнных электродов. Принципе действия аналогичный. Используются при заливке колонн, балок, столбов и похожих конструкций.
При наличии в бетоне арматурного каркаса максимальное напряжение не должно быть более 127 Вольт. При его отсутствии возможно использовать напряжение 220 и 330 В (но не более!).
Прогрев бетона электродами необходимо осуществлять только переменным током, так как при постоянном токе вода будет химически разлагаться.
Электропрогрев бетона проводом ПНСВ
Прогрев бетона проводом ПНСВ (П – провод, Н – нагревательный, С — стальная жила, В — ПВХ изоляция) — самый эффективный из всех методов прогрева. Если в методе, описанном выше, сам бетон выделял тепло, то в данном методе тепло выделяет сам провод, помещенный в бетон. Такой провод пропускается вдоль арматурного каркаса, на нем и крепится. В зависимости от сечения провода устанавливается определенное количество провода на кубометр бетона.
При использовании провода ПНСВ необходимо его уложить так, чтобы не было контактов с землей, опалубки, а также чтобы он не выходил за пределы бетона. В зависимости от длины, толщины и температуры окружающей среды рассчитывается подаваемое напряжение, которое, как правило, бывает около 50В.
Электропрогрев опалубки
Данный способ напоминает способ прогрева бетона пластинчатыми электродами, но обогрев опалубки осуществляется с внешней стороны опалубки или внутри нее. В опалубку необходимо предварительно заложить нагревательные элементы, которые будут отдавать тепло бетону. Но данный метод не очень эффективен, потому как при заливке фундамента опалубка соприкасается не со всей конструкцией, а следовательно нагревание бетона будет происходить неравномерно и не полностью.
Инфракрасный способ прогрева бетона
Данный способ инфракрасного прогрева бетона применяется только для тонких конструкций, так как без использования специальных трансформаторов инфракрасное излучение не способно осуществить равномерный нагрев конструкций больших и средних размеров.
При использовании данного метода необходимо укрывать бетонную конструкцию прозрачной пленкой. Инфракрасное излучение, проходя через пленку, будет нагревать бетон, а пленка поможет теплу и влаге оставаться внутри.
Обогрев инфракрасным излучение осуществляется с помощью специальной установки, которая располагается непосредственно в нужном месте и направлена на обогреваемую часть бетона. Уровень тепла можно регулировать путем изменения расстояния между установкой и поверхностью бетонной конструкции.
— не превышать температуру обогрева более 500 С;
— скорость нагрева бетона, так же как скорость остывания, не должна превышать 100 С в час.